Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с устным народным творчеством

12.09.2022

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. И как результат, школьники не любят, и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Существенную роль в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на речевое развитие малышей.

«То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым руководителем жизни» (К. Д. Ушинский)

«чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». (В. А. Сухомлинский)

«Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге» (В. А. Сухомлинский)

Цель:

Развитие у детей устойчивого интереса к художественной литературе через знакомство с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1. Расширять представление детей о малых фольклорных формах через чтение, прослушивание, просмотр, инсценирование фольклорных произведений.

2. Учить детей использовать полученный опыт в разных видах деятельности (продуктивной, игровой).

3. Способствовать формированию раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.

4. Воспитывать умение слушать и понимать произведения детского фольклора (русские народные сказки, потешки, прибаутки).

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к малым фольклорным формам: песенкам-потешкам, прибауткам, колыбельным.

Методы и приемы.

Словесные:

Чтение художественных произведений.Хочу такой сайт

Беседы по прочитанному.

Заучивание наизусть.

Практические:

Игры – драматизации;

Дидактические игры;

Элементы инсценирования;

Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании);

Театрализованная деятельность.

Наглядные:

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Просмотр видеороликов, фильмов.

Оформление выставок.

Использование разных видов театра

С малых форм фольклора начинается первое знакомство ребёнка с художественной литературой. Ценность фольклора заключается ещё и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Поэтому педагогу, работающему с детьми в возрасте 2-3 лет необходимо держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок колыбельных песенок, русских народных сказок, прибауток и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Систематически читая малышам народные потешки, сказки, мы закладываем основу для воспитания любви к художественному слову. К двум годам малыши уже не раз, слушали русские народные сказки «Репка, «Курочка Ряба». Постепенно нужно знакомить детей с новыми произведениями этого жанра, которые уже значительно больше по объему, сложнее по сюжету и языку. Это «Теремок»«Колобок»«Козлята и волк»Знакомя малышей с народными сказками, необходимо учитывать, что многие из них созданы в нескольких вариантах. Для рассказывания воспитанникам подбирается тот вариант, который максимально отвечает возможностям их воспитания. Малыши остро переживают драматические события сказки, поэтому детям надо читать те, где есть счастливый конец.

В раннем возрасте много времени нужно уделять сказкам, которые не читают, а рассказывают. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам.

Без устали читая малышам потешки и сказки, взрослый с искренним интересом разглядывает вместе с ними картинки, и комментирует их. Именно в раннем детстве и создается это богатство – естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку. Упустить этот момент – и понадобятся годы, специальные методики и прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создаётся так легко, - достаточно просто читать ребенку.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском возрасте позволит заложить основу психического и физического благополучия ребёнка, определяющую успешность его общего развития в дошкольный период детства. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.

Спасибо за внимание

Не бойтесь посвящать целые часы занятий книге! Не бойтесь посвящать целый день путешествию по «книжному морю». Пусть книга наполняет юные сердца волнением! Пусть книга захватывает детство! Пусть самым радостным праздником станет Праздник книги. (В. А. Сухомлинский)

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора..pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».