Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОО

26.09.2022

Понимание ребенка.

Политика, цели и системные решения в ДОО

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. При реализации Программы педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Цель диагностики - оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются также для решения следующих образовательных задач:

¾   индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

¾   оптимизации работы с группой детей.

Технология педагогической диагностики индивидуального развития детей в части освоения обязательной части Программы полностью соответствует рекомендованной в ОП ДО «Мир открытий».

Парциальные программы, авторские проекты, системы работы, реализуемые в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, содержат диагностический инструментарий, позволяющий установить уровень индивидуального развития детей.

Основные принципы педа­гогической диагностики по про­грамме «Мир открытий».

¾   куль­турно-исторический подход в пси­хологии, согласно которому раз­витие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Это крат­ко выражено в одном из широко известных тезисов Л.С.Выгот­ского, согласно которому обучение ведет за собой развитие «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди разви­тия».

Важнейшая задача пе­дагога: сделать «свою» програм­му - программой развития ре­бенка. Если этого не произошло - результаты будут оставлять же­лать лучшего. То есть, эффек­тивность освоения ребенком со­держания той или иной образо­вательной области напрямую за­висит от тех условий, которые созданы педагогами при орга­низации образовательной рабо­ты: насколько эти условия адек­ватны социальной ситуации раз­вития ребенка-дошкольника, на­сколько они учитывают зону его ближайшего развития - настоль­ко успешно будет проходить про­цесс его «обучения».

        Таким образом, результаты пе­дагогической диагностики (мо­ниторинга) по программе «Мир открытий» покажут в первую оче­редь адекватность педагогических усилий поставленной задаче. Если результаты диагностики высокие - то организация про­цесса правильная, условия соз­даны адекватные, процесс раз­вития детей идет успешно. Если результаты диагностики невысо­кие или неравномерные (где-то хорошие, где-то - ниже ожидае­мых), то это служит прямым ука­занием для педагога на то, что содержание и формы работы с детьми поданной образователь­ной области должны быть пере­смотрены, подобраны более адек­ватные методы, продуманы более эффективные модели.

Основными особенностями системы мониторинга в програм­ме «Мир открытий» являются:

¾   опора на реальные достижения ребенка, проявляющиеся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде (в играх, в процессе сво­бодной и организованной об­разовательной деятельности, в ходе режимных моментов);

¾   комплексный подход к диагностике развития воспитан­ников, при котором учитывают­ся, с одной стороны, эксперт­ные оценки различных спе­циалистов детского сада (вос­питателей, логопеда, педагога по физической культуре, му­зыкального руководителя, при необходимости — медицинско­го работника), а с другой - данные анкетирования роди­телей воспитанников;

¾   соотнесенность программных задач развития детей с систе­мой оценочных параметров;

¾   наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характеризующим важные эта­пы развития на каждом воз­растном этапе;

¾   учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка;

¾   использование электронных средств обработки результа­тов мониторинговых исследо­ваний.

Процесс диагностики развития воспитанников

     Воспитатель внимательно наблюдает за процессом развития детей, для того чтобы иметь возможность своевременно скорректировать или оптимизировать его.

      Мониторинг проводится воспитателем на основании наблюдений за детьми, бесед и создания несложных естественных диагностических ситуаций. Ряд параметров оценивают специалисты: инструктор пол физической культуре, музыкальный руководитель, логопед.

      Анализ развития осуществляется по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям, представленным в диагностических листах по каждому возрасту. Для удобства за­полнения данных на группу детей воспитателю предлагаются карты наблюдений, которые даны в Приложении. Ввиду того, что в карте наблюдений информация представлена сжато, педагогу удобно пользоваться диагности­ческим листом на соответствую­щий возраст при проставлении оценок в ячейки карты наблюде­ний.

Карты наблюдений позволяют получать некоторые суммарные значения, по которым можно де­лать выводы об эффективности тех или иных форм и методов об­разовательной работы по каждому направлению развития детей и своевременной их оптимизации с целью предупреждения как ис­кусственного ускорения, так и ис­кусственного замедления разви­тия детей; позволяют вовремя вносить коррективы в содержание образовательного процесса; по­могают педагогам планировать индивидуальную работу с детьми.

Поскольку в разных ситуациях (дома, в детском саду) ребенок может вести себя по-разному, то для получения более точных результатов ряд показателей, которые оценивает воспитатель, дублируется вопросами в специальных анкетах для родителей. Воспитатель получает дополнительную информацию и соотносит свой ответ с ответами родителей, а родители получают возможность задуматься о каких-то аспектах жизни своего ребенка, его интересах, любимых занятиях, особенностях поведения и пр.Хочу такой сайт

Система оценок мониторинга трехуровневая:

«качество проявляется устойчиво» (2 балла),

«качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления,

 и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности (1 балл), «качество не проявляется» (0 баллов).

      Это общие принципы оценивания, на которые педагог всегда может опереться при выставлении того или иного бал­ла, если деятельность или ответы ребенка (которые невозможно унифицировать и которые бывают характерны для детей с выражен­ной творческой направленностью) резко отличаются от нормативов, описанных в методике.

        Стандарт не определяет пе­риодичности проведения про­цедур, связанных с мониторингом детского развития. Эта перио­дичность устанавливается про­граммой образовательной орга­низации, реализующей програм­му дошкольного образования.

       Специфика мониторинга по программе «Мир открытий» пред­полагает, что его можно прово­дить со всеми детьми группы в конце учебного года. В результате подобной диагностики могут быть выделены образовательные обла­сти, в рамках которых дети пока­зывают невысокие результаты. Данный факт будет сигналом для педагога о необходимости пере­смотра форм и методов образо­вательной работы по данному на­правлению. Выделение детей с результатами более низкими, чем результаты остальных детей груп­пы, позволит выстроить для таких детей индивидуальную образо­вательную траекторию или про­думать способы профессиональ­ной коррекции их развития.

Педагогическая диагностика (мониторинг) по программе «Мир открытий» представлена в виде:

Диагностических листов со списком показателей, по ко­торым проводится оценка;

¾   Подробной методики оценки по каждому из пунктов Диаг­ностического листа;

¾   Диагностических листов для специалистов (физкультурно­го и музыкального работников, логопеда), данные которых включаются в общий диагно­стический лист (используются только в рамках педагогической диагностики детей 4-7 лет);

¾   Анкет для родителей;

¾   Карт наблюдений для фиксации данных по группе детей;

¾   Excel-форм для хранения и анализа результатов;

¾   Рекомендаций по использо­ванию материалов диагности­ки в целях оптимизации обра­зовательного процесса;

¾   Приложений с необходимыми формами.

Результатом диагностики будет:

¾   оценка эффективности ис­пользуемых в образователь­ной деятельности форм и ме­тодов работы с детьми на предмет их соответствия воз­растным и индивидуальным особенностям воспитанников;

¾   предупреждение как искус­ственного ускорения, так и ис­кусственного замедления раз­вития детей;

¾   определение детей, требую­щих особой психолого-педа­гогической поддержки с целью оптимизации их образователь­ной траектории или (в случае необходимости) профессио­нальной коррекции хода их развития.

         По результатам заполнения Excel-форм педагог получит ав­томатически подсчитанные значе­ния, демонстрирующие эффек­тивность образовательной ра­боты по каждой из образователь­ных областей в данной группе ДОО, на основании чего можно делать выводы об адекватности/ неадекватности созданных усло­вий, и в случае их недостаточной адекватности - о необходимости их оптимизации. В случае полу­чения низких значений диагно­стики у отдельных детей возможно проведение с ними психологиче­ской диагностики развития (с со­гласия родителей), а также орга­низация психологического сопро­вождения их развития и при не­обходимости - проведения ква­лифицированной коррекции раз­вития.

        Вопрос об оптимизации усло­вий, связанных с организацией образовательной работы, ставит­ся, если итоговое значение группы по какой-либо из обра­зовательных областей ниже 75%. Педагогу следует пересмот­реть формы и методы организации образовательной работы, проана­лизировать особенности взаимо­действия с воспитанниками, оце­нить объем программного содержания с учетом особенностей раз­вития детей данной группы и т.п.

        Значение подсчитывается сле­дующим образом: суммируются все баллы детей, полученные по параметрам, составляющим дан­ную образовательную область, и высчитывается процент от мак­симально возможной суммы. В Excel-форме этот подсчет осу­ществляется автоматически.

        Также воспитателю следует обратить внимание на детей, чьи индивидуальные значения бу­дут составлять меньше 75% по отдельным образовательным областям или в целом. В отно­шении таких детей усиливается индивидуальный подход, разра­батывается индивидуальная об­разовательная траектория их раз­вития. Если обнаруживаются дети, чьи индивидуальные значения бу­дут меньше 50% по отдельным образовательным областям (или в целом), то это является пока­занием для беседы с родителями с целью рекомендации проведения­ комплексного психологиче­ского обследования ребенка для выявления причин столь низких результатов диагностики. Реко­мендуется разработка индивиду­ального образовательного маршрута, способствующих активизации процесса развития ребенка и про­фессиональной коррекции осо­бенностей его развития.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».